"...Среди различных форм служения Церкви на благо человека одну она считает всецело себе свойственной: служение истине (1).С одной стороны, в этом служении верующие делаются общниками тех усилий, которые люди направляют на поиск истины (2), а с другой - они обязаны делиться познанными ими достоверными истинами, сознавая, однако, что любая познанная истина является лишь ступенью на пути к познанию той истины, которую Бог раскроет в окончательном откровении: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Кор 13, 12)." (1)
...Теперь я расскажу о реакции на энциклику «Fides et Ratio». Действительно, вскоре после ее опубликования появилась рецензия, принадлежащая крупному ученому, академику, лауреату Нобелевской премии Виталию Лазаревичу Гинзбургу. Эта рецензия была опубликована в журнале «Успехи физических наук» и называлась «Разум и вера». Надо сказать, что хотя рецензия была полемической, спор, который вел В.Л. Гинзбург, был очень корректным и вежливым. И, кстати, В.Л. Гинзбург отметил (в качестве достоинства энциклики), что в «Fides et Ratio» часто употребляется слово «истина». Но дело в том, что В.Л. Гинзбург считает, что разум человека самодостаточен и ему не нужна помощь веры, для того чтобы найти истину. Вот таков был основной тезис полемики. Виталий Лазаревич, как и его учитель Л.Д. Ландау, по-видимому, тоже считает, что «науки делятся на естественные и противоестественные» (и естественным наукам вера не нужна!). И еще Ландау говорил: «Нет такой чепухи, в которую не способен поверить интеллигентный человек».
Я понимаю, откуда у Л.Д. Ландау (и теперь у В.Л. Гинзбурга) это недоверие. Особенно это стало понятно сейчас, когда появляются такие деятели, как Грабовой, а также всяческие экстрасенсы, маги, астрологи, которые выдвигают тысячи немыслимых теорий, появляются псевдоисторики, такие как Фоменко, и т.д. Конечно, в этой ситуации надо сохранять осторожность, чтобы не уподобиться знаменитому герою повести Гоголя «Записки сумасшедшего», который, как вы помните, сказал: «Сегодняшний день - есть день величайшего торжества! В Испании есть король. Он отыскался. Этот король я». Короче говоря, когда крыло разума подбито, вера способна привести к самым экстравагантным решениям. Поэтому Папа Иоанн Павел II говорит: «вера и разум» - не «только вера» или «только разум». Виталий Лазаревич Гинзбург предложил: пусть будет не «вера и разум», а «разум и воля». Ну что ж, очень хорошо: но поймите, что воля тоже должна быть направляема верой. (2)
...Папе 78 лет, и можно думать, что объемистая энциклика «Вера и разум» (в ней помимо введения имеется 7 глав, она разбита на 108 пунктов) является, так сказать, его богословским завещанием. (3)
(4)
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий